
Русская идея всеобщей справедливости не предполагает и не допускает ни в коем случае разделения сограждан на «коренных», «оккупантов», «мигрантов», «пришельцев» и т.д., что почти три десятилетия существует в Прибалтике и на Кавказе, Средней Азии, Украине, Молдове или других бывших «республиках-сестрах» когда-то единой страны. Приднестровцы не выдвинули из своей среды ни одного общественного лидера или просто заметного деятеля, который проповедовал бы идеи национальной исключительности или «защиты» своего «несчастного» народа от иноверцев-поработителей, от каких-то мифических «врагов», проживающих в соседнем доме на соседней улице. Такие маргинальные личности, возможно, и находятся где-то рядом, но они не могут не понимать всю бессмысленность и бесперспективность подобного рода пропаганды внутри приднестровского сообщества.
А ведь именно такой отказ бывшими республиками СССР от фундаментальных ценностей русской идеи, которой они вольно или невольно придерживались во времена совместного общежития, приносит многим народам бывшего СССР неисчислимые бедствия, кровь, слезы, страдания и горе. Вселенский размах этой новой смуты, вероятно, оценят наши потомки. Очевидно, они назовут поименно и воздадут должное тем бездарным политикам, продажным пропагандистам и национальным лжепророкам, кто вверг свои народы в эти ужасы, чем бы они ни руководствовались.
Не случайно, наверное, созданная в 1990 г. в Приднестровье республика названа не по имени «титульного» этноса, как это принято большинством государств мира, а по своему географическому положению на Днестре. И Конституция этого государства начинается словами «Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики…». А слово «Молдавская» в названии республики, в которой молдаване составляют треть населения, подчеркивает, что это государство соблюдает и уважает, молдавскую идентичность, менталитет, язык, культуру, самосознание молдаван[14]. В отличие от Республики Молдова, в которой большинству «титульного» населения насильно навязывается румынская идентичность, правда, безуспешно пока.
Приднестровский народ, все его этнические составляющие с особым чувством относятся к России, связывают именно с ней надежды на лучшее будущее, надежды на мир, спокойствие и процветание. На Международном форуме российских соотечественников «Вместе с Россией» 5 марта 2018 года президент ПМР В.Н. Красносельский привел следующие данные: «В республике проживает одна из крупнейших зарубежных российских диаспор - количество граждан Российской Федерации в ПМР давно превысило 220000. При этом в 2016 году на выборах в Государственную Думу Приднестровье стало лидером по абсолютному числу голосовавших за рубежом избирателей – 55693 человека, а это 25,8% от всех проголосовавших зарубежных россиян»[15]. Таким образом, русская национальная идея является реальной политической силой для народа республики, сознательным или подсознательным выбором каждого приднестровца. Одним фактом своего существования республика доказывает жизнеспособность и эффективность толерантного и неконфликтного сосуществования различных этносов и культур в одном пространстве. Ведь и в России живут не менее двух сотен различных народов и национальностей.
Возвращение к русской идее, - это единственный путь к спасению всех народов, брошенных несколько десятилетий назад в костер предательства, братоубийственных войн и раздоров. Жить по правде, по совести, справедливости и державности, - вот высшие ценности не только для русских, но и для всех людей погубленной страны и для каждого из нас. Восстановление и реализация русской идеив её гармоничном единстве спасет десятки, а может и сотни тысяч людей, уже по сути приговоренных нечестными политиканами к смерти.
Приднестровцы же от русской идеи не отворачивались никогда. Они, чувствуют и считают себя частью Русского мира. А потому русской идеей жили, и будут жить. В этом залог межнационального мира и успешного почти30-летнего существования их Приднестровской Молдавской Республики.
Автор: Николай Бабилунга, профессор